Воронежский художественный областной музей им. И.Н. Крамского

Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского

Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского

Музей им. И.Н.Крамского обладает уникальным собранием Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи 18-20 вв., икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, картин известных земляков — И.Н. Крамского, А.А. Бучкури, Е.А. Киселевой, произведений современных воронежских художников. Музейный фонд насчитывает свыше 20-ти тысяч предметов. В музее проходили такие интересные выставки, как юбилейная, посвященная творчеству И.Н. Крамского, выставка древнерусского искусства из музея «Коломенское», выставка русского фарфора из музея «Кусково», персональная выставка И.С. Глазунова.

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского расположен во дворце, построенном в 1777—1779 гг. в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н. Иевского для воронжского губернатора генерал-поручика И.А. Потапова ( 1722—1791, губернатор в 1775—1791 гг.). С домом, получившим за свою красоту название «дворец», связано несколько легенд. Считалось, что он был построен для отдыха Екатерины II во время ее поездки в Крым ( но маршрут императрицы не проходил через Воронеж ). По другой версии дворец предназначался для последнего крымского хана, сосланного в Воронеж.

В 1800 г. дом был продан коменданту Воронежа, генерал-майору П.А. Сандбергу и губернскому архитектору, коллежскому асессору В.Б. Белокопытову. С 1803 г. он находился в ведении военного ведомства — Комиссариатской комиссии, занимавшейся снабжением войск. Комиссия отремонтировала и перестроила здание по проекту архитектора В.Б.Белокопытова. Была заменена кровля, сделаны кафельные печи, фасад украсили балконом на железных консолях с чугунной баллюстрадой. Были также расширены службы и сооружена решетчатая ограда.

В 1905 г. дворец был передан городу и в нем разместились казармы кавалерийских частей. В марте 1911 г. здание перешло к Воронежской ученой архивной комиссии для размещения губернского музея. До 1914 г. под руководством архитектора В.И. Гайна здесь проводились восстановительные работы. За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К. Лукомский, приезжавший в Воронеж из Петрограда. В годы первой мировой войны два этажа здания были заняты медико — санитарными и хозяйственными военными учреждениями. После революции 1917 г. здесь находились губархивбюро, истпарт и губздравотдел со своими складами.

Окончательно губернский музей занял помещение лишь в середине 1920 — гг.и размещался здесь до 1959 года. В 1920—1930-х гг. в краеведческом музее работали известные воронежские краеведы Н.В.Валукинский, С.Н. Введенский, С.Н. Замятнин, В.В. Литвинов, М.К. Паренаго, Ю.И. Успенский, Т.М. Олейников, многие из которых были арестованы в 1930—1931гг. В 1930-х годах в связи с началом строительства Управления Ю. -В. ж.д. флигели и аркада были частично снесены, а само здание отделено от улицы. При послевоенной реконструкции в здании Управления были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть уникальное для провинциального города сооружение в стиле барокко с ясной композицией фасадов.В 1984 году к художественному музею был пристроен выставочный зал.

Художественный музей был открыт в Воронеже в 1933 году. Одним из инициаторов создания и первым директором музея изобразительных искусств был Михаил Павлович Крошицкий (1894—1972). История формирования музейных коллекций началась значительно раньше, в середине 19 столетия, когда в Воронеже возникла мысль о создании Губернского музея. Возраст коллекции исчисляется уже не первым столетием. К моменту создания музея сформировались отделы: Исторический, кустарно — этнографический и художественный. Помимо Губернского музея в Воронежском Государственном Университете, открытом в 1918 году на базе Императорского Юрьевского Университета, располагался Музей Древностей и изящных искусств. Собрание этого музея имело высокую культурно — историческую и художественную ценность, состояло из произведений Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, графики, а также нумизматической коллекции, завещанной музею его первым директором, профессором классической филологии Иоганном Карлом Симоном Моргенштерном (1770 — 1852), с именем которого связано создание художественной коллекции Университета в Дерпте.

Запись опубликована в рубрике Музеи с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.