Воронеж

Воронеж

Воронеж

Воронеж — город в Российской Федерации, административный центр Воронежской области, расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, на южной окраине лесостепной зоны, по берегам реки Воронеж, в 12 км от ее впадения в реку Дон, в 587 км к юго-востоку от Москвы. Воронеж — крупный транспортный узел (железнодорожные линии, автомобильные дороги, аэропорт). Население — 906,9 тыс. человек (2001). Современный Воронеж — экономический центр Центральночерноземного района. В городе развиты машиностроение (Воронежский механический завод, Воронежсельмаш), самолетостроение, станкостроение, радиоэлектроника, химическая промышленность.

Поселения на территории Воронежа существовали с древних времен. В левобережной части города, недалеко от Нового моста, сохранился 41 курган (Частые курганы). Изначально здесь жили скифо-сарматские, позднее тюркские племена, а с 9 века появляются восточные славяне. Городское летоисчисление ведется с 1586 года, когда была построена первая деревянная крепость на реке Воронеж. В 1590 году крепость была сожжена, но позднее остроена вновь.

Крепость Воронеж служила для защиты южных окраин Русского государства от набегов крымских татар. В 17 веке Воронеж становится крупным торговым пунктом на юго-востоке Европейской части России. В 1696 году в связи с подготовкой ко Второму Азовскому походу по приказу Петра I в Воронеже начала строиться верфь. В 1697—1698 годах здесь были сооружены новая крепость и адмиралтейство. Потребности судовых верфей повлекли за собой строительство литейного завода, канатной и суконной фабрик.

После основания Петербурга и переноса судостроения на Балтийское море Воронеж превращается в типичный губернский город. С 1711 года Воронеж — центр Азовской губернии, с 1779 года — главный город Воронежского наместничества, с 1824 года — Воронежской губернии. В 19 веке в городе развивалась промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья, торговля хлебом, скотом, салом, шерстью.

Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868) и Ростовом-на-Дону (1871). С 1928 года Воронеж — центр Центральночерноземной области, с 1934 года — Воронежской области. В Великую Отечественную войну в течение шести с половиной месяцев линия фронта проходила по реке Воронеж. В результате ожесточенных боев город был сильно разрушен.

Исторический центр Воронежа расположен на правом берегу реки Воронеж, левый берег занят промышленными предприятиями. Сооружения храмовой и гражданской архитектуры сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Ранее в Воронеже было три монастыря: Митрофановский, Акатов, Покровский, которые являлись памятниками архитектуры и истории, имели неповторимый облик.

В начале 21 века действует лишь один — Акатов монастырь (в настоящее время — женский), в котором сохранена колокольня 1620 года. На месте Митрофановского монастыря был построен главный корпус Воронежского университета. Территория бывшего Покровского девичьего монастыря застроена частными домами в районе улиц Сакко и Ванцетти.

Со времени Петра I сохранились выстроенные в стиле барокко Никольская и Введенская церкви. Символом города остается Адмиралтейская (Успенская) церковь, возведение которой было связано с созданием Азовской флотилии. Эпоха классицизма в храмовой архитектуре Воронежа представлена Троицким собором, Покровской церковью девичьего монастыря.

Еще одним архитектурным символом Воронежа является монументальное здание Управления Юго-Восточной железной дороги с высокой (70 м) башней, увенчанной шпилем. Рядом находится Петровский сквер, в глубине которого стоит бронзовый памятник Петру I. К памятникам архитектуры относятся также здания Арсенала (1696) и Воронежского дворца (18 в., барокко).

Запись опубликована в рубрике Общие сведения с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.